Воспитательная роль выставочной деятельности
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества
Методическая разработка по теме:
Воспитательная роль выставочной деятельности
Автор: О.Н. Скворцова,
Педагог-организатор
2021г.
Появление ярмарок и выставок имеет свою многовековую историю. Одновременно с развитием рыночных отношений развивалась ярмарочная и выставочная деятельность. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок и выставок является первая половина XII в. В этот период ярмарки получили широкое распространение в таких странах как Франция, Англия, Швейцария, Рим.
В конце XIX в. ярмарочная и выставочная деятельность достигла широкого развития во многих странах мира.Основной ее задачей являлась демонстрация достижений в одной или нескольких областях человеческой деятельности. В России первые выставки появились в середине XIX в. в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ). Их организатором был В.В. Стасов – искусствовед и общественный деятель. Первые выставки носили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры.
В настоящее время выставочная деятельность активно развивается, о чем свидетельствует большое количество выставок различной направленности. Выставки организуются в культурных учреждениях и к ним проявляют большой интерес разные слои общества. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение. Главной целью выставок является повышение культурного уровняу подрастающего поколения, знакомство детей с различными направлениями в декоративно-прикладном искусстве, приобщение их к творчеству и прекрасному в целом. Человек, которому с детства прививали любовь к прекрасному, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше и многостороннее. Восприимчивость к красоте не только обогащает человека духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.
Выставки неотъемлемая часть работы Дома детского творчества. Мы организуем выставки, как внутри учреждения, так и на районном уровне. Тематика выставок очень разнообразна: экология, народное и прикладное творчество, бумагопластика, техническая направленность и другое. Выставки детского творчества проводятся нашим учреждением на регулярной основе и поэтому обладают огромным воспитательным потенциалом. Они являются важной составной частью эстетической образовательной среды, способствуют созданию особой атмосферы творчества в нашем городе. У ребенка каждого образовательного учреждения есть возможность представить свою работу на ту или иную районную выставку в течение учебного года. Демонстрируя свое творчество на городских выставках, школьники приобщаются к культуре и искусству.
Выставки районного уровня организуются Домом детского творчества на базе разных учреждений города. В школе №4 проходят выставки по экологической и технической направленности, в кинотеатре «Спутник» и Детской библиотеке проводятся фотовыставки, конкурсы рисунков, выставки декоративно-прикладного творчества, на базе школы №3 и №5 проводятся выставки семейного творчества, изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Созвездие». Выбор места проведения выставки в основном зависит от темы, сроков и уровня проведения.
Домом детского творчества на постоянной основе организуются районные выставки детского творчества: «Зеркало природы», «Сувенир», «Бумажная фантазия», «Техническая», «Созвездие творчества».
Внутри Дома детского творчества мы организуем и проводим тематические выставки семейного творчества «Семья талантами богата»; выставки детского рисунка: «Крылья Ангела», «Безопасность в нашей жизни», «Пусть будет МИР», Мы рисуем Победу»; фотоконкурсы «Моё 1 сентября», «Отцы и дети», «Моя любимая мама», «Веселый Снеговик».
К оформлению выставочных работ учащихся детского творческого объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь законченный вид, паспарту, этикетку с информацией.
Педагог-организатор и учащиеся также занимаются и оформлением помещений к праздникам. Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей. Основная цель праздника в Доме детского творчества - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения — все это важные факторы эстетического воспитания.
В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Раскрытию идеи служит художественное оформление. Оформление праздника должно отвечать его содержанию, быть художественным, понятным ребенку, создавать у всех радостное настроение. Домом детского творчества ежегодно в фойе кинотеатра «Спутник» оформляется экспозиция, посвященная празднику Масленицы. Это декоративная русская печь, предметы народного быта, самовар, баранки, угощения…..
Оформляем мы и помещения к новогоднему празднику. Ежегодно Домом детского творчества проводится конкурс новогодних костюмов. А в этом году мы проводим городской конкурс «Мисс Снегурочка». Это очень значимое событие в жизни Дома детского творчества, в нем принимают участие все желающие. Ребята украшают елку игрушками и поделками, сделанные своими руками, и конечно же, оформляется сцена, на которой происходит сказочное действие.
В вокально-инструментальной студии Дома детского творчества ежегодно проводится музыкальная программа «Новогодняя феерия». Педагог-организатор совместно с детьми украшает помещение объемными снежинками и новогодней мишурой. И здесь огромную роль играет правильное цветовое решение. Стилистика цветовых оттенков может быть представлена в зависимости от наступающего года.
Сила воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства в том, что воспитание происходит не нравоучениями, а художественными образами, которые обладают большой силой воздействия, оставляя заметный след в душе, сознании обучающихся, побуждают их становиться лучше, добрее, красивее.
В результате использования выставочной деятельности в работе педагогов наметились положительная тенденция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами искусства. Они проявляют интерес и желание к творчеству и впоследствии выражают восхищение результатами и продуктами своей деятельности.
Литература:
- Встретимся на выставке: приметы эффективного стенда // Маркетолог. - 2010. - N 2.
- Дубровин В. М. Выставка детского творчества в школе: особенности организации: из опыта работы // Воспитание школьников. - 2010. - N 2.
- Киселева Л. Как организовать работу на выставке // Рекламные технологии. – 2003. - N 7.
- История русского искусства. Т.8. Кн.1 / под ред. И.Э. Грабаря. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
- Конфетка для выставки и другие нестандартные способы участия в выставочных мероприятиях // Маркетолог. - 2011. - N 1.
- Корепанова С. А. Выставочная деятельность в России в XIX веке. (пром. и науч.- пром. выст.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. спец. 07.00.02. - Екатеринбург , 2005.
- Курышева И. А. Ирина Курышева: выставочная деятельность - это большая ответственность // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. – 2005. - N 6.
- Кочетова, Л. М. История выставочно-ярмарочной деятельности: учебное пособие. — Министерство образования и науки РФ, Новосибирский гос. ун-т экономики и управления «НИНХ» / Л. М. Кочетова. — Новосибирск: НИНХ, 2016.
- Коськов, М.А. К теории прикладного искусства. СПб. : Издательство СпбГУ/ М.А. Коськов -М:, 2002.
- Ленкова, Н. И., Зелинская, О. В. Методика организации и проведения выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства: справочник методиста./ Н. И. Ленкова, О. В. Зелинская – Иркутск, 2009.
- Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для вузов / Г.М. Логвиненко. - Гриф МО.- М.: Владос, 2008.
- Тумарь, В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений: учебно-методическое пособие / В.Н. Тумарь // Библиотека. – 2003. – № 2.