Версия для слабовидящих

Воспитательная роль выставочной деятельности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества

Методическая разработка по теме:

Воспитательная роль выставочной деятельности

Автор: О.Н. Скворцова,

Педагог-организатор

2021г.

 

Появление ярмарок и выставок имеет свою многовековую историю. Одновременно с развитием рыночных отношений развивалась ярмарочная и выставочная деятельность. Наиболее важным периодом в становлении ярмарок и выставок является первая половина XII в. В этот период ярмарки получили широкое распространение в таких странах как Франция, Англия, Швейцария, Рим.

В конце XIX в. ярмарочная и выставочная деятельность достигла широкого развития во многих странах мира.Основной ее задачей являлась демонстрация достижений в одной или нескольких областях человеческой деятельности. В России первые выставки появились в середине XIX в. в Императорской публичной библиотеке (ныне РНБ). Их организатором был  В.В. Стасов – искусствовед и общественный деятель. Первые выставки носили характер музейных экспозиций, на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры.

В настоящее время выставочная деятельность активно развивается, о чем свидетельствует большое количество выставок различной направленности. Выставки организуются  в культурных учреждениях и к ним  проявляют большой интерес разные слои общества. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение. Главной целью выставок  является повышение культурного уровняу подрастающего поколения, знакомство детей с различными направлениями в декоративно-прикладном искусстве, приобщение их к творчеству и прекрасному в целом.  Человек, которому с детства прививали любовь к прекрасному, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир тоньше и многостороннее. Восприимчивость к красоте не только обогащает человека духовно, но и направляет его поступки, поведение на добрые дела.

Выставки   неотъемлемая часть работы  Дома детского творчества. Мы  организуем выставки, как внутри учреждения, так и на районном уровне. Тематика выставок очень разнообразна: экология, народное и прикладное творчество, бумагопластика, техническая направленность и другое.  Выставки детского творчества проводятся нашим учреждением на регулярной основе и поэтому обладают огромным воспитательным потенциалом. Они являются важной составной частью эстетической образовательной среды, способствуют созданию особой атмосферы творчества в нашем городе. У ребенка каждого образовательного учреждения есть возможность представить свою работу на ту или иную районную выставку в течение учебного года. Демонстрируя  свое творчество на городских выставках, школьники  приобщаются к культуре и искусству.

Выставки районного уровня организуются Домом детского творчества  на базе разных учреждений города. В школе №4 проходят выставки по экологической и технической направленности, в кинотеатре «Спутник» и Детской библиотеке проводятся фотовыставки, конкурсы рисунков, выставки декоративно-прикладного творчества, на базе школы №3 и №5 проводятся выставки семейного творчества, изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Созвездие».  Выбор места проведения выставки в основном  зависит от темы, сроков и уровня проведения.

Домом детского творчества на постоянной основе организуются районные  выставки детского творчества: «Зеркало природы», «Сувенир», «Бумажная фантазия», «Техническая», «Созвездие творчества». 

Внутри Дома детского творчества мы организуем и проводим тематические  выставки семейного творчества «Семья талантами богата»; выставки детского рисунка: «Крылья Ангела», «Безопасность в нашей жизни», «Пусть будет МИР», Мы рисуем Победу»; фотоконкурсы «Моё 1 сентября», «Отцы и дети», «Моя любимая мама», «Веселый Снеговик».

К оформлению выставочных работ учащихся детского творческого объединения предъявляются определенные требования. Каждая работа должна иметь законченный вид, паспарту, этикетку с информацией.
Педагог-организатор и учащиеся также занимаются и оформлением помещений к праздникам. Праздники — яркое и радостное событие в жизни детей. Основная цель праздника в Доме детского творчества - формирование эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. 

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения — все это важные факторы эстетического воспитания.

В основе каждого праздника, лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Раскрытию идеи служит художественное оформление. Оформление праздника должно отвечать его содержанию, быть художественным, понятным   ребенку,  создавать у всех радостное настроение. Домом детского творчества ежегодно   в фойе кинотеатра «Спутник» оформляется экспозиция, посвященная празднику Масленицы. Это декоративная русская печь, предметы народного быта, самовар, баранки, угощения…..

Оформляем мы и помещения  к новогоднему празднику.  Ежегодно Домом детского творчества проводится конкурс  новогодних костюмов. А в этом году мы проводим городской конкурс «Мисс Снегурочка». Это очень значимое событие в жизни Дома детского творчества, в нем принимают участие все желающие. Ребята украшают елку игрушками и поделками, сделанные своими руками, и конечно же,  оформляется сцена, на которой происходит сказочное действие.

В вокально-инструментальной студии Дома детского творчества ежегодно проводится музыкальная программа «Новогодняя феерия». Педагог-организатор совместно с детьми украшает помещение объемными снежинками  и новогодней  мишурой. И здесь огромную роль играет правильное цветовое решение. Стилистика цветовых оттенков может быть представлена в зависимости от наступающего года.

Сила воспитательного воздействия декоративно-прикладного искусства в том, что воспитание происходит не нравоучениями, а художественными образами,  которые обладают большой силой воздействия, оставляя заметный след в душе, сознании обучающихся, побуждают их становиться лучше, добрее, красивее.

В результате использования выставочной деятельности в работе педагогов наметились положительная тенденция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами искусства. Они проявляют  интерес и желание к творчеству  и впоследствии выражают  восхищение результатами и продуктами своей деятельности.

Литература:

  1. Встретимся на выставке: приметы эффективного стенда // Маркетолог. - 2010. - N 2.
  2. Дубровин В. М. Выставка детского творчества в школе: особенности организации: из опыта работы // Воспитание школьников. - 2010. - N 2.
  3. Киселева Л. Как организовать работу на выставке // Рекламные технологии. – 2003. - N 7.
  4. История русского искусства. Т.8. Кн.1 / под ред. И.Э. Грабаря. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  5. Конфетка для выставки и другие нестандартные способы участия в выставочных мероприятиях // Маркетолог. - 2011. - N 1.
  6. Корепанова С. А. Выставочная деятельность в России в XIX веке. (пром. и науч.- пром. выст.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. спец. 07.00.02. - Екатеринбург , 2005.
  7. Курышева И. А. Ирина Курышева: выставочная деятельность - это большая ответственность // БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы. – 2005. - N 6.
  8. Кочетова, Л. М. История выставочно-ярмарочной деятельности: учебное пособие. — Министерство образования и науки РФ, Новосибирский гос. ун-т экономики и управления «НИНХ» / Л. М. Кочетова. — Новосибирск: НИНХ, 2016.
  9. Коськов, М.А. К теории прикладного искусства. СПб. :    Издательство СпбГУ/ М.А.  Коськов -М:,  2002.
  10. Ленкова, Н. И., Зелинская, О. В. Методика организации и проведения выставок изобразительного и декоративно-прикладного  искусства: справочник  методиста./ Н. И. Ленкова, О. В.  Зелинская – Иркутск, 2009.
  11. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция: учеб.пособие для вузов / Г.М. Логвиненко. - Гриф МО.- М.: Владос,  2008.
  12. Тумарь, В.Н. Оформление экспозиций: поиск новых решений: учебно-методическое пособие / В.Н. Тумарь // Библиотека. – 2003. – № 2.

 

Наши соц сети

Контакты

г. Нелидово, Тверская обл. ул. Советская, д.4

тел. 8 (48266) 5-24-26 elena-stav3@rambler.ru