Воспитание личности средствами хореографии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества
Опыт работы по теме:
«Воспитание личности средствами хореографии»
Автор: Петрова Лидия Дмитриевна,
Педагог дополнительного образования
г. Нелидово
2021г.
Информационная карта:
- Автор опыта: Петрова Л.Д.- педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, руководитель хореографического коллектива «Жемчужинка» Дома детского творчества города Нелидово Тверской области.
- Сведения о коллективе:
Хореографический коллектив «Жемчужинка» создан в 1997 году.
В настоящее время в коллективе занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Скомплектованы 4 группы.
Реализуются три дополнительные общеразвивающие программы:
- Хореография - 5 лет обучения.
- Хореография для дошкольников – 1 год обучения
- Современный бальный танец – 5 лет обучения.
- Краткая характеристика:
Педагогический опыт накапливался в течение 20 лет.
Вся педагогическая деятельность направлена на реализацию образовательной программы учреждения и программы хореографического коллектива «Жемчужинка».
Основной целью деятельности является приобщение воспитанников к искусству хореографии, развитие их художественного и эстетического вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно-значимый характер.
Задачи:
- воспитание духовной потребности к музыке, развитие музыкального вкуса на лучших образцах композиторского творчества;
- развитие способностей к импровизации, как важному виду танцевально-творческой деятельности;
- осуществление личностно – ориентированного подхода к ребенку на принципах гуманистической подготовки;
- воспитание личностных качеств на основе общей культуры, сохранения традиций русского народного танца и удачно подобранного репертуара.
Работа строится на:
- изучении основ классического танца, занятий классическим экзерсисом по методикам Л. Вагановой, В. Костровицкой, А. Писарева;
- изучение основ народно-сценического танца по методикам Т. Устиновой, Т. Ткаченко, В. Климова, Е. Хомарева;
- изучение историко-бытового танца;
- изучение основ бального танца;
- изучение спортивного танца по методикам В. Собинова;
Формы работы:
- разучивание массовых танцев;
- организация постановочной и концертной деятельности;
- проведение открытых занятий;
- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;
- участие в концертной деятельности города и района;
- организация праздников и тематических программ;
- поездки-экскурсии на концерты, театральные спектакли, танцевальные шоу-программы и др.;
- творческие отчеты;
- просмотр фотоальбомов, фото стендов и видеоматериалов работ воспитанников;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- встречи с другими творческими коллективами;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей воспитанников, педагогов и воспитателей;
- анкетирование, тестирование, опрос обучающихся, родителей.
- самоанализ, групповой анализ работы.
Вся работа по воспитанию в хореографическом коллективе «Жемчужинка» строится на основе общечеловеческих вечных нравственных ценностей.
Таковыми являются понятия:
ЗЕМЛЯ – общий дом для человечества, вступившего в новую цивилизацию 21 века, Земля людей и живой природы;
МИР – покой и согласие между людьми, народами, государствами, главное условие существования Земли и человечества;
ОТЕЧЕСТВО – единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков;
СЕМЬЯ – начальная, структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития;
ТРУД – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из живого мира, адекватной сущности человека;
ЗНАНИЕ – результат разнообразного и прежде всего творческого труда, мощное средство для развития личности;
КУЛЬТУРА – духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций;
ЧЕЛОВЕК – высшая абсолютная ценность;
РЕБЕНОК – есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.
Каждый ребенок неповторим, таит в себе индивидуальные способности, дарования, силу возможности, личные качества. Занимаясь любимым видом искусства, дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Чувство прекрасного облагораживает детей, повышает их культуру.
Хореографическое воспитание приобретает в настоящее время все более и более системный характер. Основными составляющими воспитательного процесса на занятиях хореографией являются: эмоциональное развитие и воспитание, обогащение внутреннего духовного мира; знакомство с культурными традициями русского народа; воспитание культуры общения и поведения; оптимальные физические нагрузки на организм ребенка, которых так не хватает современным детям. К тому же занятия танцами доставляют ребенку удовольствие и радость.
Танцевально-музыкальное воспитание – это процесс, прежде всего, развития личности. Живописность и графичность поз и положений танцоров роднит ее с живописностью и скульптурой. Важно не только научить ребенка слушать музыку, но, и чувствовать ее, так чтобы она надолго осталась в эмоциональной памяти, сказывалась на его мироощущении и поведении.
В педагогической работе мы считаем целесообразным обучение воспитанников языку хореографии как осознанной практической деятельности, которая влияет на внутреннюю культуру и творческое воображение исполнителя. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащает ее духовно.
Воспитание творческой личности - важнейшая цель как всего процесса обучения в танцевальном коллективе, так и образования в целом. Без него невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, привить любовь и хороший вкус к нему.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный и многосторонний. Он связан с реализацией большой по объему программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой духовно-нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются путем вовлечения детей в художественно-исполнительскую деятельность. Поэтому первой ступенью воспитания ребенка в хореографическом коллективе является образование и обучение его как исполнителя. Второй - формирование ребенка как личности, развитие в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Мы говорим: «Следует научить воспитанников красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, мы подбираем музыку, воспитывая культуру движения на лучших образцах композиторского творчества, русских народных мелодий, песен. Ребенок, слушая известные музыкальные произведения, испытывает гордость от того, что он занимается под ту самую музыку, которая звучит в лучших театрах страны и исполняется лучшими мастерами. Это помогает развитию в ребенке эстетического чувства. Восприятие прекрасного повышает у ребенка интерес к занятиям.
Замечательным помощником на занятиях с детьми является создание ситуации игры. Через игру дети знакомятся с языком сценического танца. В коллективе много игр, которые концертируют внимание, развивают ориентацию в пространстве, музыкальность, образное мышление, фантазию.
Но во время проведения игр еще и возникает ситуации нравственного направления. Когда воспитанник должен выбирать, как ему поступить – честно, справедливо, а может проявить несправедливость по отношению к другим ребятам в группе и таким образом, сделать приятное любимой подружке. В этом помогает разобраться педагог, путем разъяснения, приведения соответствующих примеров из жизни, литературы, мультфильмов и художественных фильмов. Это, безусловно, влияет на нравственное развитие личности ребенка. В коллективе практикуется проведение беседы «Не делай другому того, чего не хочешь себе».
Приятно, если ребенок одарен и танцует с особым изяществом. Но разве менее важно, чтобы он был честен, обязателен, чтобы понимал, что такое хорошо и что такое плохо? Мы требовательны, прежде всего, в сфере нравственной, моральной, ибо грош цена «балетным успехам» ребенка, если мы не сумеем привить ему необходимых человеческих качеств. Но таких качеств не привьешь, сам не обладая ими – В.В. Констатиновский.
В коллективе «Жемчужинка» удачно подобранный репертуар помогает успешно решать воспитательные задачи. Способствует этому замечательная музыка из детских мультфильмов, художественных фильмов, которая включена в репертуар коллектива. Поставлены танцы: «Красная шапочка», «Чунга-чанга», «Лягушачья ламбада», «Жу-жу», «Черный кот», «Розовый слон», «Таней белых медвежат». Посредством таких постановочных работ и детей формируются и развиваются чувства любви, заботы, доброго отношения к живому миру, без которого мы не мыслим своего существования на Земле.
Воспитанникам прививаются ростки таких чувств, как патриотизм Родине, к родному краю посредством постановочных работ: «Русская сюита» «Нелидовчаночка», «Военное попурри», «В Нелидове весна», «Русский сувенир», «Пряники русские». «Лада», «По полю», «Мы модные матрешки», «Катюша», «Забавные табуреточки».
В репертуаре коллектива есть танцы: «Калинка», «Подснежники», «Ромашки полевые». На таких постановочных работах у воспитанников «Жемчужинки» формируется чувство красоты, любви и понимания к окружающей нас природе. Любование природой также целительно для воспитания нравственного чувства. Как и помощь природе.
В русские народные танцы вводим русские народные игры. Это сохраняет народные традиции в русском народном танце. Дети получают информацию о том, что нужно бережно относиться к сохранению традиций русского танца. С первых лет обучения мы развиваем в ребенке интерес и трудолюбие – одно из важных качеств личности. Занятия хореографией развивают навыки трудолюбия. Ребятам из «Жемчужинки» внушается, что занятия танцем требует больших затрат физических и внутренних сил, этим самым развиваем в детях их скрытые возможности. Ставим задачи улучшения качества исполнения танца. Например, нужна ритмическая точность движения, красота поз и рисунка, передача национального характера, культуры общения с партнером. Постепенно наполняя всем этим движения, ребенок приучается работать над собой. Несомненно, навык аккуратности, точности, сложного ансамблевого исполнения движений, радость процесса преодоления трудностей, радость достижения результата будут перенесены воспитанникам на жизнь, на решение других задач и проблем.
Для наших воспитанников проводятся беседы по учебно-воспитательной работе, по работам В.А. Сухомлинского. Этика - воспитание посредством слова. Таким образом, дети стремятся сопереживать и сочувствовать друг другу, помогать. Ведь далеко не каждый воспитанник быстро схватывает движения и добивается качественного исполнения. Это происходит в творческом содружестве воспитанников и педагога.
Ежегодно педагог коллектива организовывает и проводит познавательно-развлекательного мероприятия для детей школ города и района, в котором принимают активное участие воспитанники хореографического коллектива «Жемчужинка». Проведены познавательно-развлекательные мероприятия: «Русская березка», «Иван да Марья», «Русские посиделки», «Приглашение на вальс», «Рождественская карусель», «Русские забавы», «Танец - любимый во все времена», «Матрёшка - русский сувенир», «Край мой родной и любимый», «Краски радуги», «Вместе весело шагать», «Этой ярмарки краски», «Русская роспись».
Обобщая педагогический опыт, следует отметить, что занятия хореографией воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. К тому же занятия хореографическим искусством способствуют и физическому и духовному развитию одновременно. На званиях воспитываются такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие и терпение. Именно они определяют дальнейший успех ребенка в различных сферах деятельности.
Наши воспитанники через танец дарят людям красоту, душевную чистоту, эстетическую радость. Как педагог, руководитель детского коллектива считаю, что необходимо воспитывать в каждом мальчике и девочке подлинный интерес к многообразию и красоте самой действительности.
Литература:
- Боголюбская, М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах : М. 1982.
- Вайнфельд, О. Музыка, движения, фантазия / О. Вайнфельд. – СПб: «Детство-пресс», 2002
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.
- Ваганова А.Я. Основы классического танца. – М. Искусство. 1981.
- Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, 2000.
- Выготский Л.С. «Психология искусства». М., Академия. 2000.
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс 2010.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М.: Владос. 2007.
- Захаров Р.В. Слово о танце. -М.: Молодая гвардия, 1979.
- Кирилова И.Н. Творчество. Личность. Образование. М.: РЭА, 1995.
- Конорова Е.В. Хореографическая работа со школьниками. М., 1958.
- Константиновский В. Учить прекрасному. М.: Молодая гвардия, 1973.
- Климов А.П. Основы русского народного танца. – М.: Феникс. 2007 .
- Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование – Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев – Дубна, 1997.
- Надеждина Н. Русские танцы. М.: Госкулыпрофиздат, 1951.
- Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального общения. М., 1987.
- Поляков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону.2006.
- Прибылое Г.Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. М., 1984.
- Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.
- Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос. – 2003.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М.:1. Педагогика, 1990.
- Ткаченко Т.С. Работа с танцевальным коллективом. М.: Искусство, 1958
- Учебно-воспитательная и творческая работа в самодеятельном хореографическом коллективе: Методические рекомендации. Минск, 1993.
- Устинова Т.А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976.