Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
Выступление на окружной педагогической конференции
Доклад на тему: Роль учреждений дополнительного образования в реализации ФГОС
19.08.2014г.
Все школы России перешли на новый образовательный стандарт, который ставит образование на новый уровень, соответствующий современным запросам общества и образования в целом.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах. Концепция ФГОС усиливает воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение спектра образовательных услуг, а также разработку и внедрение новых программ дополнительного образования, призванных обеспечить развитую инфраструктуру для творчества детей и молодежи.
Согласно ФГОС, в учебных планах в начальной школе выделяется 10 часов внеурочной деятельности и при этом определены ее 6 направлений:
Спортивно оздоровительное – 3 часа,
Художественно – эстетическое – 2 часа,
Научно-познавательное =- 2 часа,
Военно – патриотическое – 2 часа,
Общественно – полезная деятельность – 2 часа,
Проектная деятельность – 1 час.
Учреждениям дополнительного образования необходимо активно включиться в реализацию ФГОС и предложить общеобразовательным учреждениям свои образовательные программы в области художественно-эстетического цикла, прикладного творчества, культурологической, социально-педагогической, физкультурно-оздоровительной направленности.
Плюсы дополнительного образования:
- имеется хорошо оборудованная материально-техническая база,
- педагоги профессионалы в области дополнительного образования
- разнообразие разработанных модифицированных и авторских образовательных программ разного профиля,
- разнообразие досуговой и культурно-массовой, творческой деятельности, которую могут продолжить детям и родителям педагоги дополнительного образования;
- создание творческих объединений прямо на базе школ в рамках интеграции дополнительного образования.
Минусы:
- необходимость работать с полным классом без привычного формирования групп по увлеченности детей какой-либо деятельностью.
- отсутствие своей оснащенной базы.
Педагоги Дома детского творчества г.Нелидово готовы к активному взаимодействию и предлагают свои услуги в рамках ФГОС с целью открытия творческих объединений на базе образовательных школ города при Доме детского творчества. Дом детского творчества имеет опыт организации занятий на базе школ с учениками начальных классов. Педагогами разработаны образовательные программы нового поколения, ориентированные на развитие творческих способностей школьников. В Гимназии №2 уже созданы группы для занятий шахматами. Для учеников 1 класса организованы занятия 2 раза в неделю по 45 минут (1 академический час). Ученики 2-3 классов занимаются 2 академических часа по 45 минут. 1 год обучения рассчитан на 72 часа, 2-3 года обучения – на 144 часа. Исходя из этого опыта, легко можно смоделировать предложения для образовательных школ города. Например в художественно-эстетическом направлении может быть создана модульная программа, в которой могут быть задействованы 3 педагога, один из которых может взять блок «Вокальное творчество», второй – блок по хореографии, а третий – по искусству.
Модульную программу могут составить и педагоги спортивной направленности, которая будет включать оздоровительная гимнастика, настольный теннис/ бокс/шахматы/шашки/легкая атлетика. Можно использовать проектное направление. В доме детского творчества есть интересные проекты: «Танцы для здоровья», «Шахматы – детям», «Досуг», в которые можно включиться детям разных возрастных групп. Возможно создать программу «Здоровье» в содержание которой будет включены игровые виды спорта: лапта, шахматы, футбол, волейбол. Особым блоком программы станет проведение народных игр, забав, спортивных праздников:
- Проведение дворовых турниров по игровым видам спорта: футболу, волейболу;
- Проведение праздников и игрищ «Зимние забавы»;
- Проведение военно-патриотической игры «Зарница»;
-Праздник настольных игр: шашки, шахматы, нарды;
-Лыжная эстафета, легкоатлетические забеги.
Можем предложить участие детей школьного возраста в информационном проекте «Животворящее слово». Дети научатся писать у в разных газетных жанрах, будут выходить на различные мероприятия, с целью освещения их в собственной газете. Школьники благодаря работе в редакции приобретут навыки сплоченной работы в коллективе, что, несомненно, будет способствовать их личностному росту.
Проектной эта деятельность станет только тогда, когда в образовательной программе будут четко прописаны часы, структура, ход проведения каждого мероприятия.
Проект из нескольких подобных модулей может быть предложен Домом детского творчества образовательным учреждениям в рамках ФГОС. В результате реализации такой обширной программы дети получат комплекс знаний, умений и навыков.
Можно использовать спортивную борьбу и атлетику. Главное правильно расписать программу и грамотно ее ориентировать. В ДДТ есть кружки: «Бокс», «Греко-римская борьба», «Легкая атлетика». Педагоги, ведущие это направления, могут пройти курсы повышения квалификации и получить сертификат, позволяющий вести курсы по самообороне. Вновь созданная программа, позволит школьникам освоить приемы самообороны, что поможет школьникам почувствовать себя увереннее в социальном окружении.
Педагоги дополнительного образования смогут предложить детям и родителям широкий спектр услуг по дополнительному образованию. При творческом подходе педагоги дополнительного образования смогут предложить детям и родителям широкий спектр занятий самыми разнообразными видами деятельности, смогут сделать так, чтобы дети уже через реализацию внеурочной части ФГОС в начальной школе смогли посетить все учреждения дополнительного образования, познакомиться с большинством педагогов, «примерить» на себя все культивируемые виды спорта и творчества, быстрее определиться с увлечениями и уже осознано прийти в учреждения дополнительного образования для развития своих способностей и таланта.