«Проблемы развития дополнительного образования в городе Нелидово на современном этапе»
Барменкова Татьяна Викторовна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Дома детского творчества города Нелидово Тверской области.
В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея единых государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени. На сегодняшний день можно сформулировать ряд проблем системы дополнительного образования детей
- Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 30-летней давности, обладают широкими возможностями выбора развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий. Например, они с удовольствием могут весь день играть в компьютерные игры, общаться по скайпу или смотреть фильмы. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;
- Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления будет укреплять мнение о дополнительном образовании как об избыточной роскоши. Следовательно, программы дополнительного образования могут быть стабильными только в случае их очевидной социальной значимости. Программы дополнительного образования детей должны иметь внятный результат, отклик в местном сообществе. Речь идёт о том, что программы дополнительного образования должны стать одним из серьёзных факторов развития территории;
· У системы дополнительного образования появляются всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые уже дают детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка. В частности в г.Нелидово: репетиторство, подготовка к поступлению в школу, вуз, обучение работе на компьютере, развитие коммуникативных навыков и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, актуальные для родителей, проблемы, которые необходимо решить за короткий срок, и поэтому родители согласны за это платить.
· Ухудшение социальной ситуации рано или поздно потребует переориентировать значительную часть системы дополнительного образования на осуществление программ для трудных подростков. К сожалению, в городе Нелидово талантливых детей становится всё меньше (основная причина – демографический кризис), но учреждения дополнительного образования упорно конкурируют друг с другом именно на сужающейся площадке работы с талантливыми детьми. В результате одни и те же дети посещают по три-четыре кружка, а трудные подростки остаются вне Системы. Это означает, что система дополнительного образования должна научиться работать с этим контингентом подростков, разработать и предложить такие программы, которые будут ими востребованы и внесут вклад в формирование их социальной компетентности.
б) отсутствие инфраструктуры: низкая концентрация учреждений дополнительного образования детей на относительно большой территории и их слабая транспортная доступность; (отсутствие централизованного места здания для занятий
Доступность конкретных кружков для определенных школ
в) недостаток кадров: отсутствие или недостаток подготовленных кадров.
Проблемы усложняют работу с детьми, не позволяют адекватно учитывать их интересы.
Но, работая в сложившейся ситуации, выполнить все потребности обучающихся не можем, приходится исходить из своих возможностей.
Оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства является интеграция общего и дополнительного образования. Такая интеграция осуществляется как в урочной деятельности, так и на базе организаций дополнительного образования, учреждений культуры, спорта. Это поспособствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволит создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования